Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В МБДОУ функционируют 8 групп ,основное предназначение которых: организация жизнедеятельности детей( игровая деятельность. образовательная деятельность, свободния ( самостоятельная ( свободная) деятельность , совместная деятельность детей и взрослых).
Оснащение: игровые зоны ( игровой материал для различных видов игр) ; диагностический материал и игровое оборудование по образовательной деятельности ( наборы сюжетных и предметных картинок, альбомы, наглядный материал для НОД, познавательная и художественна я литература и т.д.) ; уголки природы ( календари природы, комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями, наборы картинок, альбомы, обучающие и дидактические игры по экологии. календари для трудовой деятельности); физкультурные уголки ( оборудование для самостоятельной двигательной активности, атрибуты к подвижным и спортивным играм, нетрадиционное спортивное оборудование); уголки по ПДД ( дидактические настольные игры по профилактике ДТП, макеты перекрестков, дорожные знаки, литература о правилах дорожного движения); книжные уголки( детская художественная литература, иллюстрации по темам. портреты писателей и поэтов); уголки художественного творчества ( бумага разного формата, тона. цветные карандаши.краски. кисти. пластилин, доски для лепки, картон, ножницы, клей и тп, предметы народно-прикладного творчества); музыкальный уголок ( детские музыкальные инструменты, портреты композиторов, магнитофоны, музыкальные игрушки, музыкально-дидактические игры и пособия).
Оснащение: учебно-дидактический материал для организации воспитательно-образовательного процесса ( пособия для занятий, материалы методических мероприятий, иллюстративный материал, изделия народных промыслов, скульптуры малых форм и др.)
Кабинет учителя-логопеда
Основное предназначение: социализация дошкольников, имеющих нарушение речи ; консультативно-просветительская работа с родителями.Оснащение: наглядный дидактический материал и игровые пособия для коррекционной логопедической работы, методическая и художественная литература.
Сенсорная комната
Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.
В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка — все это создает ощущение покоя, умиротворенности.
Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:
1. релаксационный — в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и фонотека релаксационной музыки;
2. активационный — в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные
мячики, сенсорная тропа, массажеры, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.
Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Основное предназначение: организованная образовательная деятельность, утренняя гимнастика, досуговые мероприятия, праздники, театрализованные представления, родительские собрания и другие мероприятия для родителей.
Оснащение: телевизор, музыкальный центр, пианино, аккордеон, детские музыкальные инструменты, различные виды театра, музыкально-дидактические игры и пособия.
Основное предназначение: организованная образовательная деятельность, утренняя гимнастика, физкультурные досуги, праздники.
Оснащение: спортивное оборудование для развития основных видов движений :прыжков, метания, лазания, ползания, подлезания, равновесия;маты, скамейки, атрибуты для подвижных игр, нетрадиционное физкультурное оборудование.
Наличие оборудованных библиотек
в МБДОУ отсутствует.
Литература, необходимая для организации образовательной деятельности размещена в методическом кабинете, групповых комнатах и соответствует возрасту воспитанников.
Наличие оборудованных объектов спорта
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ.
Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа, мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные); учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
- объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
- печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
- проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей, обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения. Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных направлений. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкальнохудожественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Средства обучения и воспитания дошкольников в МБДОУ №13:
I. Материальные средства обучения
1. Предметы материальной культуры:
-натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы (объекты);
- изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов и др.
-игрушки: сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.;
-дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки, бирюльки и др.), мозаики, настольные и печатные игры;
-игрушки-забавы: смешные фигурки людей, животных, игрушки-забавы с механическими, электротехническими и электронными устройствами; наборы для фокусов;
-спортивные игрушки: направленные на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, серсо, мячи, обручи); содействующие развитию навыков бега, прыжков, укреплению мышц ног, туловища (каталки, самокаты, скакалки); предназначенные для коллективных игр (настольные баскетбол, футбол, хоккей, пинг-понг);
-музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, музыкальные шкатулки и др.);
-театрализованные игрушки: куклы — театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория, крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, животные) и др.;
-технические игрушки: фотоаппараты, бинокли, микроскопы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и др.; строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал;
-игрушки-самоделки из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина);
-оборудование для опытов, игровое оборудование и пр.;
-учебно-игровые пособия: «Логико-малыш» и др.;
-дидактический материал (раздаточный материал).
2. Технические средства обучения.
- Технические устройства (аппаратура): звуковая аппаратура (аудиотехника): магнитофоны, компьютеры, музыкальные центры (аудиосистемы); экранно-звуковая аппаратура: телевизор, видеокамера, компьютеры;
- Дидактические средства обучения (носители информации): экранные: статические (слайды); звуковые: магнитофонная запись, цифровая запись; экранно-звуковые (комбинированные): звуковое кино, озвученные диафильмы и слайды, видеозаписи, телепередачи. 3 Учебно-методическое обеспечение: пакеты прикладных программ по различным образовательным областям; учебные пособия и др. тексты (первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические издания и пр.); тестовый материал; методические разработки (рекомендации).
4 Художественные средства (произведения искусства и иные достижения культуры): произведения живописи, музыки, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, художественная литература (в том числе справочная, познавательная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников), произведения национальной культуры (народные песни, танцы, фольклор, костюмы и пр.)
5 Средства наглядности (плоскостная наглядность): картины: дидактические картины (серии картин), репродукции картин известных художников, книжная графика, предметные картинки; фотографии; предметно-схематические модели (календарь природы и пр.); графические модели (графики, схемы и т. п.)
6 Средства общения: - вербальные средства (речь). Требования к речи: правильность, богатство, сжатость, ясность и точность, логичность, простота, чистота, эмоциональность, использование лексических средств изобразительности. - невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В МБДОУ детский сад №13 имеются 1 компьютер и 2 ноутбука, которые имеют выход в Интернет.
Договор на предоставление услуг связи (Интернет) заключен с оператором связи ОАО «Ростелеком».
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи